пятница, 3 апреля 2015 г.


Зачем дошкольнику компьютер?

Использование компьютера в жизни ребенка оказывает существенное влияние на различные стороны его развития. Естественная среда развития ребенка - это игра. Детей не нужно учить или заставлять играть. Они играют спонтанно, с удовольствием, не преследуя никаких определенных целей. Ребенок воспроизводит в играх, то, что он видел или слышал ранее. Поэтому имеет значение, играет ли изо дня в день девочка в одни и те же "дочки-матери", а мальчик в войну или на смену одним играм приходят другие, в которых дети выдумывают все новые повороты сюжета, принимают на себя разные роли.
Развивая воображение ребенка, важно помнить, что материалом для его фантазий служит вся окружающая жизнь, все впечатления, которые он испытывает. И чем больше впечатлений ребенок получает из окружающего мира, тем разнообразнее его игры, тем больше простора для его развития. 
Огромные возможности для родителей, стремящихся к развитию своих детей, предоставляет компьютер, Интернет-ресурсы, которые открывают широкий спектр возможностей для ознакомления ребенка с мировыми шедеврами живописи, "живыми" книгами, "говорящими" словарями на разных языках, просмотра обучающих детских программ, в которых детям рассказывается о космосе, динозаврах, истории нашей цивилизации, народах и странах мира и многом другом. Источником получения новых знаний, впечатлений для ребенка может служить и компьютерная игра, которая помогает выделить наиболее значимые явления, связи окружающего мира, представить их более выпукло, в динамике, показать то, что не возможно увидеть в естественных условиях, например, как раскрывается бутон цветка, как растут корни дерева и т.п. Компьютерные игры создают благоприятные условия для экологического воспитания детей, становления целостного представления о мире. В них можно увидеть единство живой и неживой природы, показать как отдельные действия, поступки людей изменяют природу, лес, реки. Персонажи компьютерных игр помогают привлечь внимание детей к внутреннему миру другого, побуждают поставить себя на его место, помочь персонажу преодолеть препятствия, порадоваться за его успехи, часто сюжетами таких игр становятся народные сказки и другие произведения фольклора. Через компьютерные игры дети усваивают средства коммуникации, способы общения и выражения эмоций, обогащают свой словарный запас, овладевают новой терминологией, увиденное и услышанное воспроизводят в играх с новым содержанием, сказках, рисунках, поделках. Овладение компьютером благотворно влияет на формирование личности ребенка и придает ему более высокий социальный статус, возрастает самооценка ребенка. Дома, во дворе он с достоинством рассказывает товарищам о всех "тонкостях" работы на компьютере, который выступает как эффективный способ самоутверждения, повышения собственного престижа. Благодаря применению компьютера ребенок овладевает умением оперировать в умственном плане пространственными представлениями, решать задачи своей деятельности. Все это в целом способствует возникновению эмоционального комфорта, чувства полноценной жизни. Более того, использование компьютера в жизни ребенка дает импульс развитию новых форм и содержания видов детской творческой деятельности. 

Ох уж этот телевизор!
 Ну вот, скажет кто-то, опять нападки на телевизор. Неужели нашим педагогам не надоело бранить "ящик", хотя многие взрослые признают его несомненную пользу. Как же можно лишить ребенка удовольствия посмотреть мультяшки, к тому же и у родителей при этом высвобождается какое-то время для собственных дел, а это так важно, особенно для мам. Да и знания детям также часто дает телевизор, показывает мир, новых людей и новые города. 
 Конечно же, никто не отрицает значение телевизионных передач и для развлечения, и для расширения кругозора наших детей. Поэтому я и не собираюсь огульно ругать телевидение и советовать вам запрещать ребенку смотреть его. 
Просто надо помнить старое доброе правило, что все хорошо в меру, и телевизионные передачи в том числе. Естественно, что нет никакого вреда от того, что ваш ребенок посмотрит хороший фильм или обучающую программу, но если он сидит полдня, не отлипая от телевизора, то ничего, кроме вреда, это принести не может, даже если сами по себе передачи и полезные. Хотя это кажется весьма известной истиной, но, положа руку на сердце, часто ли мы вспоминаем о ней, заставая свое чадо перед телевизором? Нельзя забывать и о том, что долгое общение с телевизором вредно для глаз и вообще для здоровья ребенка. Если многие из нас боятся слишком часто делать своему ребенку рентген или не хотят, чтобы он долгое время сидел перед компьютером, то не кажется ли вам странным, уважаемые родители, что вы совершенно не боитесь долгих часов, проведенных перед телевизором. Конечно, он давно стал привычным элементом вашего интерьера и потому кажется милым и безопасным, однако от привычности его недостатки не стали меньше. 
Но кроме чисто физических, существуют и психологические причины, по которым чрезмерное злоупотребление телевизионными программами тоже вредно для детей. Дело в том, что телевизор приучает нас к пассивному восприятию информации, так как мы сами ни вмешаться в ход действия, ни изменить или разнообразить его, ни принять в нем какое-то участие не можем. При этом если при чтении книги нам приходится дополнять фантазии художника, воспроизводя его описания действующих лиц и обстановки (не говоря уже о том, что чтение развивает речь, расширяет словарный запас детей), то телевизионные программы не дают нам и этой возможности. Поэтому замена чтения и игры просмотром даже самых лучших фильмов тормозит развитие воображения ребенка, как творческого, так и воссоздающего, так как он не должен ни сам придумывать что-то новое, как в игре, ни воссоздавать придуманное другими, как при чтении. 
Однако вы можете возразить мне, что многие фильмы и программы дают интересную информацию ребенку, что само по себе очень важно в этом возрасте и о чем я сама говорила выше. Это действительно так, но ведь мы же с вами и не собираемся отказываться совсем от него. Однако надо помнить, что телевизионные передачи служат все-таки больше не для обучения, а для развлечения детей. Что же касается возможностей получения информации, причем информации живой, яркой, наглядной, которая помогает ребенку легче усвоить какой-то материал, то для этого лучше использовать компьютерные игры, а не телевизионные программы. Дело в том, что при той же степени внешней привлекательности и непосредственности изображаемого, компьютерные игры лишены некоторых недостатков телевизионных программ, в частности их обезличенное, невозможности изменить ход или темп действия. Они включают ребенка в работу, лишая его возможности пассивно наблюдать за происходящим. 
 Так мы с вами подошли еще к одному недостатку телевизора, связанному уже с личностными изменениями в психике вашего ребенка. Дети, которые смотрят подряд все телевизионные передачи, особенно не предназначенные для их восприятия, например, телесериалы, значительно более пассивны, чем их сверстники. Они реже настаивают на своих предложениях в совместных играх, чаще обижаются, отходя в сторону, или вступают в конфликты, драки со сверстниками, вместо того чтобы настоять на своем. При этом темы их игр лишены самостоятельности. Они чаще всего являются воспроизведением увиденного накануне по телевизору, что свидетельствует о бедности воображения. Недостаток творческой активности, который отмечается не только в игре, но и на занятиях, связан и с тем, что им трудно изменить накатанный ход сюжета, внести в него что-то новое, причем это качество нарастает со временем. Такие дети стремятся к тому, чтобы все было "как всегда", ничего не нарушало привычного уклада или сюжета. Такая регидность (а так называется это свойство) будет мешать им в дальнейшей жизни, тормозить их деловую активность, особенно в том случае, если надо что-то быстро решить или что-то изменить. 
 Однако, кроме пассивности, существует и другая реакция на просмотр некоторых телевизионных программ - агрессивность. Об этом много писалось, особенно западными психологами, которые установили, что просмотр, к примеру, боевиков резко усиливает агрессивность детей, особенно детей маленьких (3-7 лет), расторможенных или сверхэмоциональных. Поэтому таким детям не рекомендуется смотреть агрессивные фильмы и играть в агрессивные игры в качестве профилактики агрессивности, что часто используется в более старшем возрасте. Речь идет о существующих для школьников специальных телевизионных или компьютерных играх, в которых ребенок может разрядить свою агрессивность, побывав в игре в роли полицейского, сыщика, вора, разбойника. Но родителям следует помнить, что эти игры могут быть полезны только детям более старшего возраста.
Дошкольникам они принесут скорее вред, чем пользу, растормозив их и усилив агрессивность, так как у них не сформирован еще эмоционально-волевой контроль. 
 Конечно, ясно, что телевизор сам по себе безвреден и не является причиной появления новых недостатков, однако он во многих случаях как бы провоцирует развитие тех недостатков или негативных свойств характера, которые уже были заложены в вашем ребенке. Поэтому активные одаренные дети обычно и сами не очень стремятся сидеть часами перед телевизором, а дети, у которых не хватает творческой активности, дети инертные, склонные к ригидности, как раз готовы просиживать перед ним часами, что приводит к дальнейшему развитию этих негативных черт. Точно так же дети тревожные, робкие часто не любят или боятся агрессивных фильмов, а агрессивные дети, наоборот, готовы их смотреть сколько угодно, что способствует развитию этих отрицательных свойств их личности. 
 В принципе это характерно не только для детей, но и для взрослых, что вы уже и сами, наверное, могли заметить, но для детей, личность которых только формируется, это особенно вредно, так как мешает их разностороннему психическому развитию. 
 Поэтому постарайтесь все-таки не пожалеть своего времени и почитайте с вашим сыном или дочкой на ночь книжку, порисуйте или поиграйте с ними, вместо того чтобы включить телевизор или видеомагнитофон с записанной, пусть и самой лучшей, сказкой, занявшись в это время своими делами. Это окупится сторицей и очень быстро, уверяю вас.

Ваш друг компьютер
 А сейчас мы с вами поговорим о новом виде развивающего обучения - о компьютерных играх. Многие из вас видели компьютер и знают, как с ним работать, у кого-то он, может быть, даже есть дома. Но большинство родителей пока еще не знает, какую пользу он может принести при обучении наших детей.
Вреден ли компьютер нашим детям?
 Часто приходится слышать такие вопросы: "А не опасен ли компьютер моему ребенку? Сколько времени можно проводить за ним? Не мешает ли он нормальному развитию детей?" В каждом из этих вопросов звучит естественная тревога родителей, поэтому нельзя от них отмахиваться. Давайте же спокойно разберемся, что же такое компьютерные программы для детей, в чем их польза, а в чем их недостатки. 
 Прежде всего, надо понять, что компьютер - это не волшебная палочка или ковер-самолет, которые за один час игры перенесут вашего ребенка в новый мир и сделают сразу умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых. Только тогда эти занятия дадут эффект. 
 Но не надо и бояться компьютеров, заражая и ребенка страхом перед неведомой машиной с множеством кнопок. В последнее время неоднократно приходилось слышать от родителей и опасения по поводу того, что "экран компьютера может излучать" и потому ребенку вредны компьютерные игры. 
 Давайте разберемся. Прежде всего, надо помнить, что хотя сам экран компьютера достаточно безвреден и уж совершенно не радиоактивен, как опасаются некоторые родители, просиживать часами перед ним маленьким детям не рекомендуется так же, как не рекомендуется не только детям, но и взрослым сидеть часами перед экраном телевизора. Однако практически все родители разрешают своим детям посмотреть ту или иную детскую телевизионную программу, поэтому также спокойно можете разрешить им поиграть на компьютере. 
 Конечно, существуют определенные ограничения по времени. Так детям 3-5 лет не рекомендуется сидеть перед экраном больше 20 минут, а ребятам 6-7 лет можно увеличить время ежедневной игры до получаса. Не только детям, но и взрослым полезно иметь специальные защитные экраны, которые надо повесить на экран монитора, чтобы дополнительно предохранить себя и ребенка. В том случае, если вы выполнили эти рекомендации, вы можете быть совершенно спокойны за здоровье ваших детей: компьютер не принесет им вреда.
Вреден ли компьютер нашим детям?
Часто приходится слышать такие вопросы: "А не опасен ли компьютер моему ребенку? Сколько времени можно проводить за ним? Не мешает ли он нормальному развитию детей?" В каждом из этих вопросов звучит естественная тревога родителей, поэтому нельзя от них отмахиваться. Давайте же спокойно разберемся, что же такое компьютерные программы для детей, в чем их польза, а в чем их недостатки. 
 Прежде всего, надо понять, что компьютер - это не волшебная палочка или ковер-самолет, которые за один час игры перенесут вашего ребенка в новый мир и сделают сразу умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых. Только тогда эти занятия дадут эффект. 
Но не надо и бояться компьютеров, заражая и ребенка страхом перед неведомой машиной с множеством кнопок. В последнее время неоднократно приходилось слышать от родителей и опасения по поводу того, что "экран компьютера может излучать" и потому ребенку вредны компьютерные игры. 
Давайте разберемся. Прежде всего, надо помнить, что хотя сам экран компьютера достаточно безвреден и уж совершенно не радиоактивен, как опасаются некоторые родители, просиживать часами перед ним маленьким детям не рекомендуется так же, как не рекомендуется не только детям, но и взрослым сидеть часами перед экраном телевизора. Однако практически все родители разрешают своим детям посмотреть ту или иную детскую телевизионную программу, поэтому также спокойно можете разрешить им поиграть на компьютере. 

 Конечно, существуют определенные ограничения по времени. Так детям 3-5 лет не рекомендуется сидеть перед экраном больше 20 минут, а ребятам 6-7 лет можно увеличить время ежедневной игры до получаса. Не только детям, но и взрослым полезно иметь специальные защитные экраны, которые надо повесить на экран монитора, чтобы дополнительно предохранить себя и ребенка. В том случае, если вы выполнили эти рекомендации, вы можете быть совершенно спокойны за здоровье ваших детей: компьютер не принесет им вреда.
Компьютер в роли учителя 

 Итак, дорогие родители, мы с вами заговорили об одной из самых важных функций компьютерных игр - обучающей. Поговорим об этом подробнее и посмотрим, что же нового может дать компьютер по сравнению с живым учителем. Мы только что сказали, что эти занятия способствуют развитию логического мышления детей. 

 Не менее важно и то, что в этих играх ребенок начинает очень рано понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, но только знаки этих реальных вещей. В различных играх эти знаки или символы реальных предметов усложняются, становятся все более и более обобщенными и все меньше походят на окружающие реальные предметы. Таким образом, у детей очень рано начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, о которой мы уже упоминали выше, то есть понимание того, что есть несколько уровней реальности окружающего нас мира, - это и реальные предметы, и картинки, схемы, это слова или уравнения и, наконец, это наши мысли, которые являются наиболее сложным, идеальным уровнем действительности. Их нельзя увидеть и потрогать, хотя они так же реальны, как и стоящий перед ребенком грузовик или написанные на экране буквы. 

 Однако "знаковая функция сознания" не только дает возможность осознать наличие в природе всех этих уровней, но и лежит в основе самой возможности мыслить без опоры на внешние предметы. О важности такого мышления и сложности его развития говорят известные многим родителям трудности при обучении детей счету или чтению "про себя". Многие ребята при этом продолжают шепотом произносить про себя прочитанный текст или перебирают собственные пальцы при счете. Эти факты говорят о том, что у ребенка не сформирована "знаковая функция сознания", не произошла интериоризация, то есть его психические действия не перешли из внешнего плана во внутренний, ребенку все еще нужна опора на какие-то внешние средства. 

 В то же время компьютерные игры дают возможность облегчить этот процесс интериоризации, так что самые простые действия во внутреннем плане становятся доступны уже для детей 4-5 лет. Это происходит потому, что процесс преобразования, изменения происходит постепенно, наглядно для ребенка, что облегчает его понимание детьми. 

 Однако чудо, совершаемое компьютером, на этом не кончается. Не только психологи, но и родители и воспитатели, занимающиеся с детьми на компьютере, заметили, что в процессе этих занятий улучшаются память и внимание детей. "За счет чего это происходит?", - спрашивают удивленные родители. 

 Ответ на этот вопрос и прост и сложен одновременно. Для этого нам надо еще раз немного вспомнить об основных законах психического развития детей. В исследованиях многих психологов - Ж.Пиаже, А.Валлона, П.П.Блонского и других - было открыто, что у маленьких детей еще нет желания запомнить, нет так называемого произвольного запоминания, то есть запоминания с заранее поставленной целью. Однако всегда считалось, что у детей хорошая память, воскликнет удивленный родитель, как же психологи могут утверждать, что ее нет. 

 Но все дело в том, что детская память непроизвольна, то есть дети не могут сознательно обращать внимание на тот или иной материал и стараться его запомнить. Они запоминают только яркие, эмоционально важные для них случаи или детали. При этом сама значимость запомненного служит основой ее сохранения в памяти на длительное время, поэтому мы и говорим о хорошей памяти детей. 

 Любое развивающее обучение не предполагает насильно создавать у детей новые психические структуры, оно только более эффективно использует тот потенциал, который уже есть у ребенка, ускоряя темп формирования новых психических операций. И здесь опять незаменимым помощником является компьютер, так как он делает значимым и ярким содержание усваиваемого материала, что не только ускоряет его запоминание, но делает его более осмысленным и долговременным.
Компьютер-тренер 

 Да, да, не удивляйтесь, уважаемые мамы и папы, оказывается, компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интеллекта детей, но и для развития их моторики, точнее, для формирования моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. 

 Многие родители дошкольников жалуются на неуклюжесть своих детей, на то, что они с трудом повторяют сложные физкультурные упражнения. Некоторые дети даже к шести годам плохо воспринимают такие понятия, как право и лево, затрудняются в воспроизведении на слух некоторых команд. К сожалению, родители не всегда вовремя обращают внимание на эти недостатки, надеясь, что с возрастом они сами по себе пройдут, хотя это не всегда соответствует действительности. Такие недостатки не свидетельствуют об умственной отсталости или задержке развития и могут встречаться даже у хорошо интеллектуально развитых детей. Однако этот дефект может мешать их дальнейшему полноценному развитию, стать помехой не только учебе, но и общению со сверстниками, а потому очень важно, внимательно наблюдая за своим ребенком, вовремя выявить его и преодолеть. И неоценимым помощником в этом для вас будут компьютерные игры. 

 Почему же именно компьютер легко и быстро может помочь в преодолении такого сложного дефекта, для коррекции которого даже опытным психологам иногда нужно несколько месяцев. А разгадка в том, что в любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру руки, моторику детей. Эти движения руки вызывают разнообразные перемещения изображений на экране компьютера, за которыми ребенок следит глазами. Правильность решения игровой задачи зависит от того, как быстро ваш ребенок сможет научиться движением нужной клавиши (то есть руки) провести изображение на экране в нужном направлении. Так, совершенно естественно, без дополнительных специальных занятий, развивается необходимая зрительно-моторная координация. В случае затруднений родители могут помочь детям, вводя дополнительные подсказки для запоминания правила действия той или иной клавиши. Можно также ускорить или замедлить движение изображения на экране, чтобы облегчить (или затруднить) детям восприятие направления движения. 

 При правильном подборе игр большинство родителей успешно справляется с достаточно сложными случаями нарушения координации самостоятельно.
А может он все-таки волшебная палочка? 

 Действительное, мы столько говорим о достоинствах компьютерных занятий, что такая мысль невольно приходит в голову. Но оказывается, что это еще не все чудеса и, может быть, одно из главных достоинств еще впереди. Почти все родители знают, как трудно бывает усадить наших малышей за занятия. Что только им не обещают некоторые мамы и папы за выученное стихотворение или правило. И вдруг наш друг компьютер поистине волшебным образом решает эту проблему. Одна моя знакомая, мама пятилетнего малыша, все время жаловалась мне на его неусидчивость и нежелание учиться читать и считать. После того, как ее маленький Саша стал заниматься русским языком, конструированием и арифметикой вместе с компьютером, он стал просто неузнаваем, выучив за три месяца то, что не мог раньше одолеть почти за целый год. 

 И такое превращение характерно для всех детей, по крайней мере, я еще не знаю ни одного случая отказа детей от компьютерных занятий, как бы сложны они ни были. Это связано с тем, что компьютер сам по себе привлекателен для детей как любая новая игрушка, а именно так они в большинстве случаев на него и смотрят, да и мы, взрослые, часто разделяем это их мнение. Поэтому игры на компьютере и не воспринимаются детьми в качестве занятий. А какой же ребенок не любит играть? 

 Таким образом стремление к игре, или как психологи говорят <игровая мотивация>, помогают ребенку усвоить те знания, которые несут в себе компьютерные игры. Это можно сравнить с красивой упаковкой, в которой детям дается лекарство. Однако если бы эти игры служили только для развлечения детей и не переходили бы в новое качество, польза от них была бы не так велика. Но ценность компьютерных игр именно в том, что ребенок постепенно начинает интересоваться их содержанием, а не только новой и необычной формой. Дети задают вопросы о том, как изменить полученные изображения, можно ли усложнить задание. Так игровая мотивация естественным образом переходит в учебную, в интерес к содержанию задания. 

 Таким образом, тот интерес, который вызывают занятия на компьютере, и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание. Развитие этих качеств особенно важно для шестилетних детей, так как многие родители, может быть, уже знают, что именно они во многом и обеспечивают психологическую готовность ребенка к школьному обучению.
Компьютер и готовность к школе 

 Те из вас, кто прочитал главу о психологической готовности ребенка к школе, уже сами могли убедиться в том, что формированию готовности к школе способствуют практически все компьютерные игры, так как в качестве компонентов этой готовности выступают и наличие "знаковой функции сознания" и зрительно-моторная координация, о которых мы уже говорили выше. 

 Многие родители, которые хотели бы обучать детей в специальных школах или гимназиях, обращаются к психологу с просьбой проверить или помочь сформировать у их детей основные качества школьной готовности. Так, ко мне обратились две мамы шестилетних ребят с просьбой проверить уровень интеллектуального развития и готовности к школе их сыновей. Оказалось, что оба мальчика обладают практически одним интеллектуальным уровнем, достаточно высоким для их возраста, в то же время уровень готовности к обучению у одного из них был значительно выше, чем у другого. При дальнейших расспросах выяснилось, что в детском саду у этого мальчика в течение двух лет проводились занятия на компьютере, в то время как второй ребенок всего один или два раза играл на нем. 

 Для того чтобы яснее представить себе возможности компьютерных игр, приведем некоторые примеры того, как они стимулируют психическое развитие детей. Прочитав некоторые популярные книги, любознательные родители могут вспомнить разные игры и упражнения, разработанные психологами для развития восприятия, мышления и воображения детей. Оказывается, что существуют специальные программы для формирования у детей сенсорных эталонов, о чем говорится в работах Л.А.Венгера. Эти эталоны обеспечивают формирование важнейших психических качеств в дошкольном возрасте. При этом детям даются как раздельно, так и одновременно эталоны формы, цвета или размера, которые "спрятались" в том или ином предмете и которые ребенок должен найти. Теперь посмотрим, что нового в этом отношении могут дать компьютерные игры. Главное, что делает компьютерные игры интереснее и полезнее, чем обычные занятия, это возможность наложить эталон (например, квадрат или круг) на ту или иную фигуру, а также ясная демонстрация ошибок ребенка и возможность самому найти причину ошибки и исправить ее, что трудно в других играх. "Оживление" правильно собранной фигурки, яркие цвета и музыкальное сопровождение стимулируют поиск прав ильного ответа и не дают детям устать, как это тоже часто бывает при обычных занятиях. 

 Приведем еще один пример. Некоторые родители, вероятно, слышали про тесты Векслера, которые часто даются при тестировании школьной готовности. В этих тестах ребенку предлагается посмотреть и скопировать какую-то фразу или геометрическую фигуру. При этом малышу необходимо не только смотреть на нее, чтобы правильно срисовать, но и координировать движения руки с зрительной информацией. Такие же навыки необходимы при составлении узорного диктанта, когда дети срисовывают определенный орнамент. Многие родители, внимательно прочитавшие предыдущие страницы, уже, наверное, поняли, почему именно компьютер так помогает в выполнении этих заданий. Ведь речь идет именно о зрительно-моторной координации, развитие которой, как мы уже говорили, является одной из важнейших функций любой компьютерной игры. Теперь становится более понятной и разница в уровне готовности у двух ребят с одинаковым интеллектуальным развитием, о которой мы говорили выше и которая так удивила их мам. Ведь многие родители, даже разрешая детям компьютерные игры, считают их всего лишь развлечением, а не серьезными занятиями. Но оказывается, что именно они способствовали формированию у этого мальчика произвольности, идеального плана действий, координации движений, умению принять и выполнить задание, столь необходимых для обучения в школе.
Виды компьютерных игр 

 Естественно, что, как и любые занятия, компьютерные игры должны быть подобраны с учетом возраста детей, а также с учетом их индивидуальных психических особенностей. Поэтому нам с вами необходимо разобраться, в какие же игры следует играть 3-, 4-, 5- и 6-летним, чтобы они принесли им максимальную пользу. Конечно, сейчас в продаже существует множество разнообразных игр, причем новые разновидности появляются достаточно часто, поэтому, естественно, мы с вами будем говорить не столько о конкретных названиях, сколько о принципах, заложенных в ту или иную, рекомендованную для определенного случая, игру. 

 Для самых маленьких рекомендуются игры на развитие восприятия. Это весьма распространенные отечественные и зарубежные программы, в которых надо собрать картинку из нескольких частей. Игры можно варьировать по степени сложности, так как картинка разбивается на 8, 12, 16, 24 и 48 частей. Поэтому такие игры можно давать детям от 3 до 6 лет во все более усложняющихся вариантах. Так как во многих вариантах в процессе игры осуществляется подсчет времени и набранных играющими очков, такого рода игры можно давать детям не только в индивидуальных, но и коллективных занятиях в виде игры-соревнования. 

 Родителям 3-4-летних детей следует обращать внимание ребят на исходную картинку, которую надо внимательно рассмотреть и запомнить, так как без этого невозможно собрать ее из частей. Так вы формируете у своих детей основы произвольного запоминания и внимания, необходимые для нормального психического развития. 

 Для этого же возраста можно рекомендовать игры, в которых надо найти спрятавшуюся фигуру, либо разложить фигуры разной формы и размера по местам (например, сложив их для путешествия). В этих играх дети обучаются определению сенсорных эталонов (шаблонов) формы, цвета и размера, что необходимо не только для дальнейшего развития восприятия, но и для развития мышления. 

 Для детей 4-6 лет рекомендуются разнообразные программы, в которых при помощи курсора (стрелочки-указки, которая показывает, в каком месте находится луч компьютера в данный момент) можно нарисовать любую фигуру или даже картину. Возможными вариантами таких игр являются задания сложить картинку из отдельных фигурок разной формы и размера по типу мозаики. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий